Альтернативная история

Откуда взялись каменные колеи

Аналогичные колеи существуют в бассейне Средиземного моря. Это Франция, Испания, Греция, Турция, Хорватия, Италия.

Сеть борозд, созданных в скальной породе — каменная колея на острове Мальта.

Апшеро́нская ка́менная колея́ — протяжённые углубления в камне, похожие на параллельные следы колёс, на Апшеронском полуострове в Азербайджане.

Апшеронская каменная колея представляет собой древние мегалитические образования. Они предположительно возникли в 5000—4000 годах до н. э. На Апшеронском полуострове встречаются достаточно часто, фактически пересекая его с севера на юг, причём как по суше, так иногда по берегам и уходя под воду.

По своему виду это множественные протяжённые углубления на скальной поверхности, похожие на параллельные следы колёс. Каждая такая каменная дорога состоит из 2—3, а в некоторых случаях до пяти и более следов, глубиной от 5 до 50 см. Многие из них в настоящее время разрушены, но имеются отдельные сохранившиеся участки длиной до нескольких сот метров. В частности, например, в пригородах Баку, между посёлками Говсан и Тюркан, а также у посёлков Дюбенди, Гала, Сураханы и на острове Бёюк-Зиря.

В XIX веке азербайджанский историк Аббас Кули-ага Бакиханов отмечал, что «…в Бакинском уезде в деревнях Бильгях, Зиря, Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах остатки следов колёс, идущих далеко в море». Подобные упоминания о следах колеи двухколесной арбы близ посёлков Бильгях и Нардаран имеется и у известной исследовательницы Сары Ашурбейли.

Аналогичные колеи существуют в бассейне Средиземного моря. Это Франция, Испания, Греция, Турция, Хорватия, Италия. Широко распространены на двух из трёх островов мальтийского архипелага: это Мальта и Гозо, где они стали туристической достопримечательностью, как, например, Мисрах Гар Ил-Кбир. Есть они и на других средиземноморских островах: Сицилия, Сардиния, Менорка из Балеарских островов, Крит, Кипр, Андрос из Эгейских островов. Колеи имеются также в Крыму, Болгарии, Венгрии, Австрии, Швейцарии, Германии, Португалии, а также почти на всех островах Азорского архипелага, в Мексике и Бразилии.

Единая принятая научным сообществом точка зрения на происхождение подобных следов отсутствует. Версий достаточно много. Например, что колеи использовались в мелиоративных целях — для сбора дождевой воды. Достоверно в настоящее время можно лишь очертить круг установленных фактов. Это:

Следы в скалах не могли быть сделаны колёсами известных ныне повозок, так как их число часто нечётно, а расстояние между ними на различных участках может меняться. Кроме того, края следов вертикальны, а колёса после ряда проездов придали бы им форму трапеции.

Колеи были созданы искусственно, так как они имеют следы обработки на своих вертикальных стенках и практически параллельны.

Мисра́х Гар Ил Кбир (мальт. Misraħ Għar il-Kbir) — доисторический мегалитический памятник к востоку от скал Дингли на юго-западе от острова Мальта, известный благодаря сети борозд, созданных в скальной породе. Точный возраст места и цели его создания остаются предметом споров, но большинство учёных считают, что оно появилось около 4000 лет назад, когда на Мальту стали прибывать новые поселенцы, то есть после начала угасания культуры мегалитических храмов на острове, в начале Бронзового века.

Похожие места существуют и в других районах острова. Борозды достигают глубины 60 см и расположены друг от друга на расстоянии от 110 до 140 см. Некоторые из них пересекаются под разными углами, другие образуют узлы. Одним из распространённых названий для таких мест является словосочетание «колеи от телег», а конкретно Мисрах Гар Ил-Кабир в народе именуется Клафхэмским узлом — названием, данным ему англичанином по названию пересадочного железнодорожного вокзала в Лондоне.

Существует несколько гипотез происхождения подобных борозд. Широко распространено убеждение, что они представляют собой следы перевозки грузов на санях или колесницах, но эта теория оставляет несколько нерешённых вопросов. Если их оставили сами упряжки, то грузы, перевозимые ими, должны были быть очень тяжёлыми, чтобы оставить такие глубокие следы, и неясно, каким образом можно было осуществить тогда такие перевозки, учитывая размеры острова и его население 4000 лет назад. Если же эти борозды были сделаны для проезда по ним колесницы, то, при глубине борозды до 60 см, колёса должны были иметь существенный диаметр — по меньшей мере 140 см, что представляется маловероятным. Тем не менее борозды могли на самом деле служить для перемещений по холмам, и было предположено, что сельское хозяйство могло вызвать эрозию почв, приведшую к оголению известняка.

Одна из теорий отождествляет следы в скальном грунте со строительством храмов на Мальте, которое имело место приблизительно за 1500 лет до начала бронзового века. Однако не обнаружено никакой связи между географическим расположением борозд и расположением храмов, построенных в течение этого периода, а также близлежащими местами поселений Бронзового века. Согласно ещё одной версии борозды были выдолблены финикийцами в VII веке до н. э.

Дополнительные данные заставляют усомниться в истинности теории об использовании борозд для транспортировки: в частности, тот факт, что одни следы обрываются на краю скальной породы, в то время как другие уходят в море, продолжаясь под водой, а иногда и выходят вновь на берег на другой стороне залива. Рядом с берегом и в море изменяется ширина борозд, проложенных крест-накрест. В некоторых местах, в частности в Мисрах Гал Ир Кибире, может возникнуть впечатление наличия геометрических фигур прямоугольников и треугольников рядом с ними.

Согласно третьему предположению, следы могли использоваться в качестве системы орошения, а согласно четвёртому — являются характерными для данного региона естественными разломами.

Последняя гипотеза предполагает единовременное появление колей при внезапном поднятии дна моря или озера с известковыми иловыми отложениями на дне. То есть кто-то был вынужден проехать по вязкой грязи, используя повозки или сани. Позже ил высох и окаменел. Очередные подъёмы и опускания поверхности привели к разрыву колей по вертикали и погружению некоторых их участков под воду.



Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть