Городские легенды

Станция Скайлэб как немой укор всей «Лунной афере»

Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Сколько ни рассказывай о «самой передовой американской астронавтике», слова эти будут противоречить фактам.

Если разбираться в бесчисленных проблемах с орбитальной станцией SKYLAB (1973) — коим не было конца и края — то становится очевидным: более ранние (1969-1972) и несравненно более сложные технически полёты «лунных Apollo» просто не могли существовать в реальности.

Чтобы всё нижеследующее повествование стало абсолютно понятным и бесспорным даже для 100%-ных могликов, давайте вначале проясним парочку чисто логических (и логичных) моментов.

Как происходит развитие деятельности юного биологического организма — ну, например, ребёнка? От простых задач к более сложным. Вначале он учится ползать, потом ходить от дивана до стенки и обратно. Потом садится на трехколёсный велосипед, а потом на свой первый двухколёсник, от которого папа однажды открутит маленькие приставные колёсики. А еще лет через 10-20 этот взрослеющий человечек научится ездить на скейте, водить машину или самолёт… а может быть, даже пилотировать космический корабль!

Как происходит техническое развитие (проекты, машины, аппараты)? От простого к сложному. Сначала была палка-копалка и каменный топор. Потом много чего было — опустим длительный процесс создания орудий и перескочим, скажем, на паровоз. А уже потом — летательные аппараты легче и тяжелее воздуха. И где-то под конец известного нам исторического периода — бах! и вот уже «Вояджеры» бороздят окраины Солнечной системы, шатлы и бураны порхают на орбиту как большие пчёлы (стоимостью в миллиарды долларов), луноходы и марсоходы тоже бороздят грунт планетоидов, а Илон Маск бодро взрывает Старшипы…

Ну так вот, к чему все эти напоминалки: в истории удивительной организации NASA вначале был изобретён «самолёт» (лунные аполлоны), а потом они стали кое-как строить «конку».

Конка — один из первых видов общественного транспорта, широко применявшийся до перехода на паровую, тепловую и электрическую тягу. Вагончик с пассажирами и грузом тянула по специальным желобам для колёс пара лошадей, управляемых кучером. В каком-то смысле это предшественник городского трамвая.

Причём НАСАвские сложнейшие «самолёты» (в виде лунных Аполлонов) летали сразу бодро и без заморочек, а вот с простой «конкой»-СкайЛэбом пришлось помучаться вовсю…


Краткая история станции SkyLab

◐ РОДИНА СЛОНОВ

4800 подписчиков

Станция Скайлэб как немой укор всей «Лунной афере»

Сегодня

1,1 тыс. прочитали

7,5 мин.

140 нравится

Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Сколько ни рассказывай о «самой передовой американской астронавтике», слова эти будут противоречить фактам.

Если разбираться в бесчисленных проблемах с орбитальной станцией SKYLAB (1973) — коим не было конца и края — то становится очевидным: более ранние (1969-1972) и несравненно более сложные технически полёты «лунных Apollo» просто не могли существовать в реальности.

Чтобы всё нижеследующее повествование стало абсолютно понятным и бесспорным даже для 100%-ных могликов, давайте вначале проясним парочку чисто логических (и логичных) моментов.

Как происходит развитие деятельности юного биологического организма — ну, например, ребёнка? От простых задач к более сложным. Вначале он учится ползать, потом ходить от дивана до стенки и обратно. Потом садится на трехколёсный велосипед, а потом на свой первый двухколёсник, от которого папа однажды открутит маленькие приставные колёсики. А еще лет через 10-20 этот взрослеющий человечек научится ездить на скейте, водить машину или самолёт… а может быть, даже пилотировать космический корабль!


Как происходит техническое развитие (проекты, машины, аппараты)? От простого к сложному. Сначала была палка-копалка и каменный топор. Потом много чего было — опустим длительный процесс создания орудий и перескочим, скажем, на паровоз. А уже потом — летательные аппараты легче и тяжелее воздуха. И где-то под конец известного нам исторического периода — бах! и вот уже «Вояджеры» бороздят окраины Солнечной системы, шатлы и бураны порхают на орбиту как большие пчёлы (стоимостью в миллиарды долларов), луноходы и марсоходы тоже бороздят грунт планетоидов, а Илон Маск бодро взрывает Старшипы…

Ну так вот, к чему все эти напоминалки: в истории удивительной организации NASA вначале был изобретён «самолёт» (лунные аполлоны), а потом они стали кое-как строить «конку».

Конка — один из первых видов общественного транспорта, широко применявшийся до перехода на паровую, тепловую и электрическую тягу. Вагончик с пассажирами и грузом тянула по специальным желобам для колёс пара лошадей, управляемых кучером. В каком-то смысле это предшественник городского трамвая.

Причём НАСАвские сложнейшие «самолёты» (в виде лунных Аполлонов) летали сразу бодро и без заморочек, а вот с простой «конкой»-СкайЛэбом пришлось помучаться вовсю…

Краткая история станции SkyLab

«Небесная Лаборатория» запущена в США 4 мая 1973 года (то есть после полного и благополучного завершения всех лунных высадок). Фактическое начало работ над ней — 1959 год, а значит, создание станции потребовало около 14 лет (вместо восьми в огромной «Лунной программе США»). В обитаемом виде станция летала менее года на орбите высотой 435 километров, на ней побывали 3 экспедиции, в каждой по три астронавта. Через 8 лет практически неуправляемая 90-тонная махина вошла в плотные слои атмосферы и рухнула в океан, зацепив частично многострадальную Западную Австралию.

Эту картинку художник нарисовал уже в 1974 году, то есть после *Лунной Эпопеи*. Заметьте, как переобулась NASA: звёзд на небе уже нет! А раньше они их любили рисовать.

С первого и до последнего дня существования SkyLab стала источником больших и малых проблем, а часто и откровенным кошмаром для эксплуатирующих её специалистов.

Что особенно настораживает в истории её создания: похоже, создатели предчувствовали подобный результат, поскольку ещё начиная с 1970 года многие американские политики предлагали президенту Никсону втянуть в проект «Скайлэб» СССР, создав своего рода МКС.

Краткое перечисление самых крупных неудач станции:

  • Сразу после выхода на целевую орбиту и ориентации на Солнце, температура в жилых отсеках выросла до 38°С. Причина: противометеоритный экран при неравномерном раскрытии зацепил одну из солнечных батарей. Сам экран при этом сорвало, батарею сорвало вместе с ним, вторую солнечную панель заклинило, в итоге началась острая нехватка электроэнергии.
  • После манёвров станцией из ЦУПа добились только того, что ток от батареи упал еще дальше, температура подскочила до 55°С на одной стороне станции, а на другой стала замерзать вода, гироскопы начали выдавать неверные данные, ну и многое другое.
  • Для выяснения состояния станции запустили военный разведывательный спутник GAMBIT-3, который семь раз прошёл мимо SkyLab, сделав снимки с расстояния 197-261 км с разрешением от 14 до 19 см. С подобной высокой четкостью до сих пор ПОЧЕМУ-ТО не снимает даже самый современный американский модуль LRO, призванный подтверждать всему миру наличие лунной техники, которую астронавты побросали в 1969-1972 гг…

Такой увидели СкайЛэб члены первой многострадальной экспедиции/

  • Первый экипаж станции Чарльз (Пит) Конрад, Пол Вейц и Джозеф Кервин (врач) прилетели 25 мая и всё своё пребывание там занимались исключительно ремонтами. Возня была настолько тяжкая, что первый рабочий день продлился у астронавтов 20 часов, при этом результатов добиться не смогли. Да, собственно, даже пристыковка их космического корабля «Аполлон CSM-116" к станции удалась — внимание, сейчас будет Карл! — с ДЕСЯТОЙ ПОПЫТКИ.

Внутри станции первым делом была изучена атмосфера. С этой целью экипажный лекарь использовал детектор, который для прессы NASA именовало «электронным газоанализатором с адаптером», а в жизни гаджет представлял из себя простую губку, смоченную реактивом и засунутую в стеклянный цилиндр с грушей на конце. Это вновь на тему «высокоразвитой американской астронавтики».

  • Астронавты подняли над станцией «зонтик» для защиты от Солнца. Это вскоре привело к победе — температура упала до прохладных 37°С. Астронавты начали мерзнуть, надевать сначала трусы, потом даже тропические шорты.
  • Во время следующих ремонтов астронавты выталкивали 7-метровыми шестами различные обрывки и обломки, порой их самих выталкивали в Космос освобождающиеся от препятствий балки станции (Ч.Конрад: «Меня отстрелило в бездну!»).
  • В стыковочном адаптере заклинил клапан смесителя. Температура в теплообменниках упала ниже нулевой, возникла опасность замерзания воды и разрыва трубопроводов. Астронавтам пришлось экстренно подключать систему к шлангам водяного охлаждения скафандров, а сами скафандры обмотать вокруг резервуаров с подогретой водой. В дальнейшем требовалось постоянно следить, чтобы не допустить повторения аварийной ситуации.
  • Для отдыха после экстремальной работы у экипажа имелись следующие предметы: игральные карты, дартс, мяч, книги. Странно, что не было карманного казино и свежего «Плейбоя».

Во время второй экспедиции (59 суток) в июле 1973 года астронавты Бин (не путать с мистером Бином), Лаусма и Гэрриот только чудом смогли пристыковаться к станции.

Сразу же потребовалось установка нового противосолнечного полога, потому что майский «зонтик» уже вовсю разрушался от агрессивного ультрафиолета, а внутри станции опять росла тропическая температура. Гэрриоту и Лаусме в открытом Космосе пришлось орудовать уже 17-метровыми шестами. Экран не хотел расправляться, фалы запутывались, ролики клинили, астронавты матерились на американском языке. От всей это возни астронавты потеряли по 2-3 килограмма.

7 сентября Гэрриот наблюдал мощную вспышку на Солнце, что привело к появлению округлого «пузыря» в солнечной короне протяжённостью несколько сотен тысяч километров. А вот «Лунонавты» ПОЧЕМУ-ТО никакой короны на Солнце не наблюдали…

А вот и сам старина Оуэн Гэрриот на SkyLab.

16 ноября на СкайЛэб прилетела финальная экспедиция: командир Джеральд Карр, пилот Уильям Поуг и физик Эдвард Гибсон (84 дня).

Едва астронавты вплыли на станцию, как они увидели… ещё трёх астронавтов на борту. Как оказалось, предыдущий экипаж собрал из оставшейся одежды и тряпья, так сказать, чучела: одно посадили на велоэргометр, на второе надели тренировочные вакуумные штаны, третье сидело в туалете (явные проделки Гэрриотта, который вместо работы постоянно занимался троллингом, джокингом и бог знает чем ещё). Туалет, кстати, к концу экспедиции сломался.

На пресс-конференции в честь успешно идущей экспедиции представители NASA сообщили, что всё гуд, работа продвигается по намеченному плану, а станция «ведёт себя хорошо для объекта, пробывшего в Космосе семь месяцев».

Именно в это время экипаж, переутомившийся от бесконечных ремонтов и отказов оборудования, поднял бунт, забил на работу, перестал отвечать ЦУПу и вообще в течение суток гонял балду и смотрел на Землю через иллюминаторы. Наверное, играли в дартс также.

Третья экспедиция на СкайЛэб уже откровенно бунтовала и саботировала работу.

После того, как сломались душ, гиродин, система наведения инфракрасного спектрометра, НАСА неохотно признала, что дальше решать проблемы уже невозможно и назначила возвращение астронавтов на три дня раньше планируемого срока. Перед этим станция была поднята на более высокую орбиту, откуда в 1979 году она самовольно вернулась на Землю.


Кислородный бак со СкайЛэб, прилетевший в Австралию в июле 1979 года.


Итоги славной орбитальной деятельности на СкайЛэбе

Больше США никогда — НИКОГДА — сами не ввязывались в создание и эксплуатацию ДОС (долговременных орбитальных станций):

— Планируемая постройка SkyLab-2 корпорацией Lockheed была сразу же свернута и никогда более не возобновлялась.

— Проект новой собственной станции Freedom (Свобода) в начале 90-х годов (зависть к опыту «Салютов» и «Мира» была, видимо, слишком велика) НАСА мудро перевела на рельсы сотрудничества с Россией в виде ISS (мкс)

И вот теперь эти люди (а также их всезнающие и технически подкованные защитники), а вернее, уже целых 50 лет, нам рассказывают, что полёты на Луну у такой инженерно-гениальной организации как Национальная аэрокосмическая администрация прошли идеально, супер, без сучка без задоринки, как по маслу…

Невозможное возможно, учит нас Дима Билан. Но не настолько, ребята.



Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть