Загадочные сооружения

Пещеры Барабар — в Индии в монолитной скале

В гранитных скалах невысокого сглаженного холма Барабар, на севере Индии, в штате Бихар, скрываются от людских глаз четыре рукотворные пещеры — Каран Чаупар, Ломас Риши, Судама и Вишваджопри, а в полутора километрах от них в холме спрятаны ещё три — Гопика, Ведатхика и Вапийяка.

Первым европейцем, составившим детальное описание пещер Барабара в 1871 году, был Александр Каннингем, офицер британских инженерных войск и основатель археологии в Индии. Он отнёс время создания барабарских построек к эпохе империи Маурьев (324-185 годы до нашей эры). При определении возраста Каннингем опирался на имеющиеся при входах в пещеры надписи, сделанные от имени царя Ашоки и его внука Дашаратхи. Надписи повествуют о факте дарения пещер секте адживиков.


В сердце Индостана

Известно, что в начале тысячелетия до нашей эры арийские племена вторглись на север полуострова Индостан, в области, лежащие между Гангом и его великим притоком Джамной, то есть в те земли, которые индийцы называют «сердцем» Древней Индии или «Арьявартой» («Страной ариев»). Как и многие другие народы мира, арии стояли на пороге перехода от кочевого образа жизни к осёдлости; они, пользуясь орудиями из меди и бронзы, строили жилища из тростника и глины; их поселения ещё не были деревнями, а скорее, временными стоянками скотоводов. Городов арии не знали и тем словом, которое впоследствии означало «город», называли ограды, предназначенные для охраны скота. Раскопки, проведённые в этих местах, кстати сказать, прославленных эпосом Махабхарата, показали, что описания пышных дворцов эпических героев совершенно не соответствуют реальному быту людей в тысячелетии до нашей эры. Археологи убедительно показали, что образ жизни знати был ещё весьма скромным.

В VI веке до нашей эры в Арьяварте возникли первые государства. Из них крупнейшим стала Магадха (на территории современного штата Бихар). Это древнее царство занимало очень выгодное географическое и стратегическое положение. Оно вело оживлённую торговлю со многими областями Индии, было богато полезными ископаемыми. Неудивительно, что столица Магадхи, город Паталипутра, превратилась в крупнейший густонаселённый экономический центр Индии.

Около 324 года до нашей эры власть в Магадхе захватил молодой знатный кшатрий Чандрагупта Маурья, создатель будущей империи. о нём миру поведал греческий историк Мегасфен. Царь Чандрагупта жил в роскоши, в огромном дворце в Пата-липутре (современный город Патна), построенном целиком из дерева, покрытого резьбой и позолотой, и отличавшемся необыкновенной красотой и великолепием. Город окружала мощная крепостная деревянная стена высотой 10 метров с многочисленными квадратными башнями (всего их насчитывалось 570), крытыми выступами для лучников и 64 воротами. Протяжённость Паталипутры составляла 15 километров, а ширина — около трёх километров.

Археологические изыскания подтвердили сообщение Мегасфена: близ Патны раскопаны остатки гигантских брёвен, составлявших стены Паталипутры. Эти данные, а других и нет, свидетельство того, что каменного строительства в Древней Индии ещё не знали. Строительство из камня получило широкое распространение лишь в Средние века, начиная с VI века.


Рабская имитация

Ашока, внук Чандрагупты, принял бразды правления примерно в 269 году до нашей эры. После восьми лет, проведённых в кровопролитных войнах, он пережил духовную трансформацию и стал призывать свой народ к покаянию в грехах и обузданию страстей, просил не совершать дурных поступков и не применять насилия. Ашо-ка энергично поддержал учение об ахимсе(непричинение вреда людям и животным), которое при нем быстро распространилось среди верующих разнообразных сект, и запретил жертвоприношение животных. Хотя сам государь исповедовал буддизм, он не раз заявлял, что все секты достойны уважения, в том числе и адживики — главные соперники буддистов. Как упоминалось выше, Ашока даже подарил адживикам Барабарские пещеры. Не исключено, что это сами адживики просили царя о передаче именно этих пещер.

Что же представлял собой «дар Ашоки»? Во-первых, заметим, что надписи, узаконившие «акт дарения», вовсе не означают, что пещеры были созданы во время правления самого царя. Во-вторых, называть полуподземные помещения, вырубленные в скалах, пещерами, значит сильно исказить действительность. Более всего они напоминают… современные бомбоубежища.

Любопытную оценку архитектурным особенностям Барабара даёт английский индолог Артур Бэшем в книге «Чудо, которым была Индия»: «…до нашего времени сохранились искусственные пещеры, предназначавшиеся для религиозных целей. Наиболее древние из них свидетельствуют об имитации деревянных зданий, и это служит убедительным доказательством того, что строительство из камня (в III-II веках до нашей эры) находилось ещё в зачаточном состояний. Так, например, две пещеры в Барабаре, Недалеко от Гайи, дарованные Ашокой монахам-адживикам, имеют форму простого прямоугольного внешнего зала, в конце которого находится внутреннее помещение с закруглёнными стенами и выступающими карнизами. Очевидно, пещеры заменили традиционное место религиозных собраний — круглую, крытую тростником или соломой хижину, и строитель пещер ещё не мог преодолеть привычную для него форму».


Загадки остаются

Что же получается? Не желая строить «храмы» из соломы и даже из дерева, только что овладев железными орудиями, строители Барабар-ских пещер нарубили камеры в граните (а ведь это не глина или известняк), причём без особой фантазии имитируя дедушкины шалаши. Хороши же были эти шалаши! Например, «пещера» Каран Чаупар, при входе в которую сохранилась надпись Ашоки, — прямоугольное помещение (длина — 10,2 м, ширина — 4,2 м, высота — 3,2 м) с арочным сводом (высота стены от пола 1,4 м, а высота свода 1,8 м). Вход в помещение смещён от центра вправо и имеет трапециевидную форму. Гранитные стены поднимаются перпендикулярно полу, затем идёт поребрик, выше которого выполнен арочный свод. Стены, пол и свод помещения отполированы до зеркального блеска. Так же «примитивно» выполнена отделка «пещеры» Судама, где сохранилась ещё одна надпись Ашоки. В отличие от первой, Судама разделена на две части: прямоугольную камеру и круглое помещение. Но входы в них точно такие же, как в Каран Чаупаре, трапециевидные. Такими же входами, кстати сказать, нигде более в Индии не повторяющимися, снабжены несколько меньшие по размерам «пещеры» — Ведатхика, Вапийяка и другие.

Можно ли, после приведённых выше описаний, утверждать, что подданные царя Ашоки, ещё не научившиеся возводить каменных стен царской крепости или дворца, тем не менее создали («для себя»?) некий вполне совершенный в техническом исполнении каменный «храм», причём, вероятно, намеренно вдали от Паталипутры, столицы империи Маурьев, а значит, в тайне от царя? А что же государь? Он, может быть, узнав об этом, не разгневался (ведь Ашока искал со всеми примирения), но «подарил» святилище монахам-адживикам?

Некоторые современные исследователи полагают, что Барабарские пещеры появились задолго до прихода ариев на полуостров Индостан, но кем они были созданы и для чего — ответа не, дают.

Исследователи признают, что секрет высокоточной полировки гранита был известен не только в Древней Индии, но и в Египте, а также находят удивительную аналогию с сооружениями древнего перуанского архитектурного комплекса Ольянтайтамбо, где входы в местные каменные «дворцы» идентичны барабарским: они — трапециевидные.

Остаётся загадкой предназначение «храмов» адживиков, арочная форма свода и идеально гладкие поверхности которых наводят на мысль об использовании звуковых волн. Акустика ба-рабарских камер потрясающая. Каждое произнесённое слово или хлопок в ладоши отдаётся эхом, многократно отражаемым от стен и затухающим в течение 6-7 секунд. Если представить, что здесь медитировали индуисты, повторявшие ритмически знаменитую мантру «Ом-м-м!» (а её положено произносить 108 раз), то каким же многоголосым эхом наполнялись пещеры?



Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть